Previous Entry Поделиться Next Entry
НЕ ТОЛЬКО В БАНКЕ РОССИИ ДЕЛО...
yury_st
Попов В.В., "Стратегии экономического развития"

"В период же благоприятной мирохозяйственной конъюнктуры 2000 – 2008 гг., когда цены на нефть повышались, а экономика и доходы бюджета росли, был явно упущен шанс увеличить госрасходы на укрепление институтов и модернизацию экономики. Как слабость госинститутов — неспособность государства предоставлять в нужном объеме общественные блага (образование, здравоохранение, правопорядок и т. д.), так и отсутствие господдержки для модернизации экономики, были как раз самым слабым звеном в цепочке рыночных реформ с 1992 г.

Казалось, высокие цены на нефть и газ в пeрвoм десятилетии нынeшнeго вeкa позволят исправить положение, но этого не произошло. Госрасходы в % к ВВП почти не возросли, так как государство предпочитало снижать налоги, отдавая растущие нефтегазовые доходы частному сектору и потребителям. В конце концов, они ушли в личное потребление и в прирост валютных резервов, а не на инвестиции и не на предоставление нужных общественных благ.

Между тем у правительства были возможности поддержать инвестиции и структурную перестройку. Во-первых, можно было увеличить государственные инвестиции, прямо финансируемые из бюджета (на инфраструктуру, образование, здравоохранение и т. д.), стимулировать частные инвестиции через партнерские проекты с частным сектором, с помощью налоговых скидок для предприятий, осуществляющих инвестиции, и дешевых кредитов Банка развития. Во-вторых, можно было существенно улучшить инвестиционный климат через выделение дополнительных бюджетных средств на подготовку и переподготовку рабочей силы, укрепление правопорядка, борьбу с коррупцией и теневой экономикой.

Если мы не можем поднять эффективность госорганов, то надо брать числом, а не умением, надо тратить на укрепление законности и правопорядка больше денег. Так что, до тех пор пока уровень правонарушений столь высок, дискуссии о размерах госрасходов являются преждевременными.

...после краха государственных расходов в начале 90-х они так и не восстановились, даже в период хорошей конъюнктуры 2000 – 2008гг.

В этом — крупнейший просчет макроэкономической политики последних двух десятилетий. Наши проблемы, в том числе и примитивизация экономики, порождены не столько провалами рынка (market failure), сколько провалами государства (government failure) — неспособностью правительства на всех уровнях предоставить общественные блага, которые всегда и везде предоставляются государством. "

"...монетарная политика должна подстраиваться под финансовую политику, которая, в свою очередь, должна быть направлена на стимулирование роста, занятости и развития человека (better human development). Центральный банк должен быть агентством правительства, а его деятельность подчинена целям скоординированной макроэкономической стратегии [Gosh, 2007].

Поэтому для проведения монетарной политики, отвечающей потребностям национальной экономики, необходим контроль над движением капитала, по крайней мере краткосрочного. Если до азиатского кризиса 1997 г. МВФ и Всемирный банк рекомендовали странам отменить такой контроль, то затем «традиционная мудрость», похоже, изменилась. Появились исследования [Stiglitz, 2000; Griffi th-Jones, Montes, Nasution, 2001; Prasad, Rogoff, Wei, Kose, 2003], показывающие, что свободное движение краткосрочного капитала не дает выигрыша в экономическом росте, но зато ведет к нестабильности экономики."

?

Log in